Анонимность — новая роскошь: как маски стали самыми модными аксессуарами нашего времени

Анонимность — новая роскошь: как маски стали самыми модными аксессуарами нашего времени

Маска, я тебя знаю

Судя по всему, Ким Кардашьян и Канье Уэст открыли ящик Пандоры (и нет, я не о многочисленных новостях обо всех перипетиях их бракоразводного процесса и новых романах). После их нашумевших выходов в масках (или все-таки балаклавах?) Balenciaga мир буквально сходит с ума по аксессуарам, закрывающим лицо. Их практически дословно процитировал в своей первой «сольной» коллекции для Vetements Гурам Гвасалия (что можно воспринимать как трогательный оммаж его брату Демне, который покинул бренд 2 года назад). А Карди Би (не без помощи креативного директора Schiaparelli Дэниела Росберри) представила на красной дорожке премии American Music Awards свою версию: золотую, полностью повторяющую очертания лица и дополненную пирсингом и массивными сережками-«люстрами». Один раз — случайность, два раза — совпадение, три — уже тренд. Но почему именно сейчас?

Начнем с очевидного: маски ворвались в нашу жизнь еще пару лет назад — и вовсе не в качестве модного аксессуара. С приходом пандемии они стали предметом первой необходимости — и спустя некоторое время дизайнеры, со своей тягой к переосмыслению и декорированию даже вот таких чисто утилитарных вещей, начали активно фантазировать на эту тему. И вот уже из скучных, но неизбежных наших спутников они превратились во вполне себе объекты желания, которым даже посвящен целый инстаграм-аккаунт @fashionforbankrobbers. От злосчастной болезни, правда, они в большинстве своем уже вас вряд ли защитят — но, к счастью, тут на подмогу пришли фармкомпании с эффективными вакцинами. Одной из первых с целым перформансом на тему масок в постпандемийном мире выступила Тильда Суинтон на прошлогоднем Венецианском кинофестивале: на премьеру фильма Педро Альмодовара «Человеческий голос» она пришла с золотой маской дизайнера Джеймса Т. Мерри, которая была еще и оммажем месту проведения фестиваля (все же помнят про Венецианский карнавал?). Следом на эту тему решили высказаться Rick Owens и Schiaparelli: в их коллекциях сезона весна-лето 2021 появились еще одни прочтения этого предмета, но все же чуть более буквальные (и закрывающие органы дыхания, что немаловажно).

Впрочем, маски могут защищать и еще кое-что очень важное: анонимность. А она буквально на вес золота в мире, где всю информацию о человеке можно найти за 15 минут с помощью соцсетей, смартфоны имеют встроенную функцию распознавания лица, а в крупных городах буквально на каждом углу стоят камеры видеонаблюдения с биометрией. Лучше всего об этом знал Мартин Маржела: дизайнер, сделавший эту самую анонимность своей визитной карточкой, не только сам не любил показывать лицо (хотя даже ему не удалось сохранить свою внешность в секрете), но и моделям на показах нередко закрывал их масками. Его дело плодотворно (и очень красиво) продолжал Матье Блази: в период работы над кутюрной линией Maison Margiela новоиспеченный креативный директор Bottega Veneta сделал именно маски ключевыми аксессуарами всех своих коллекций. Усыпанные кристаллами и вышитые бисером аксессуары так полюбились Канье Уэсту, что он даже заказал несколько для своего тура Yeezus (так что тяга к анонимности появилась у него задолго до знакомства с Демной Гвасалией и выхода альбома Donda!).

Впрочем, у масок есть еще одно ценное свойство: они очень развязывают руки (и язык). Помните, что об этом говорил Оскар Уайльд? «Дайте человеку маску — и он расскажет вам всю правду». В нашу эпоху новой этики и культуры отмены это как никогда актуально: одно неосторожное высказывание — и плакала твоя репутация. Мы все стали крайне аккуратными в выражении своих мыслей — во всяком случае, если это происходит публично и от своего имени. Зато появилась отдушина в виде анонимных инстаграм-аккаунтов и телеграм-каналов! Уж их авторы точно знают, какую свободу дает маска в виде обезличенного ника и аватара с чужим фото. От этих скрытных правдолюбов достается (иногда даже вполне по делу) буквально всем — от светских девушек и знаменитостей до редакторов глянца. И все эти маски на подиумах и красных дорожках вполне можно рассматривать как метафору вот такой безбоязненной сетевой анонимности. Хочешь быть предельно честным (и не быть «отмененным») — оставайся инкогнито. Подобно участникам античных Дионисий и Вакханалий, которые надевали маски, чтобы чувствовать себя раскованнее и позволять себе больше дозволенного в любое другое время, наши современники прячутся за анонимными страницами в интернете, чтобы говорить то, что думают на самом деле. Как сильно изменился с тех пор мир — и как мало поменялось человечество!

В любом случае, эти аксессуары рискуют остаться с нами очень надолго. Хотя бы потому что многочисленные головные уборы и украшения уже многим успели наскучить, а маски — свежая и злободневная им альтернатива. И если «глухие» варианты, полностью закрывающие лицо, вам не по душе, всегда можно выбрать что-то похожее на карнавальную маску (как на недавнем показе Gucci Love Parade, например). В конце концов, не за горами многочисленные предновогодние вечеринки и корпоративы — почему бы не превратить их в бал-маскарад? Когда еще, если не перед Новым годом?

Источник

Каа

Каа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *